26 декабря 2018 года в Министерстве юстиции Российской Федерации прошло очередное заседание рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества.

Информируем, что 16 сентября 2022 года состоялось открытие регионального отделения Общероссийской общественной организации "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" в Ленинградской области в г. Тосно.

Региональное отделение находится по адресу: Ленинградская область, г. Тосно, пр-т Ленина, д. 71, офис 55
Председатель регионального отделения - Мирошниченко Наталья Владимировна.

Телефон: +7 (999)066-30-95
Сайт: https://vk.com/cpk_lo47
           https://cpk-lo.taplink.ws

05.02.2019

26 декабря 2018 года в Министерстве юстиции Российской Федерации прошло очередное заседание рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества.

26.12.2018

В заседании приняли участие Председатель Центрального совета Центра противодействия коррупции В.А. Костромин и заместитель исполнительного директора Центра руководитель регионального отделения по Московской области Д.М. Грибов. 
В ходе мероприятия, в том числе обсуждался вопрос об эффективности реализации комиссиями по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ полномочий по разработке региональных и ведомственных антикоррупционных программ, контролю за их реализацией, содействию развития общественного контроля за реализацией региональной и ведомственных антикоррупционных программ. Сообщение по данному вопросу сделали заместитель начальника Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ В.Г. Волков и референт Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции В.В. Белинский. Докладчики сообщили, что их ведомствами не зависимо друг от друга была проведена проверка деятельности региональных комиссий по противодействию коррупции, в результате которой оба ведомства пришли к выводу о ненадлежащей работе указанных комиссий. Деятельность таких комиссий в субъектах РФ ведется формально, антикоррупционные региональные программы и законодательство разрабатывается без понимания его целей и зачастую без намерения его исполнять, так как ставятся заведомо неисполнимые задачи. В.А. Костромин добавил к сообщению докладчиков, что вопреки требованиям закона, информации о деятельности региональных антикоррупционных комиссий на официальных сайтах соответствующих субъектов в необходимом объеме не имеется, заседания таких комиссий проводятся заочно. Вице-президент ТПП РФ Дыбова Е.Н. справедливо и честно отметила, что руководители региональных ТПП входят в состав таких комиссий, но их эффективной работе препятствуют некие ограничения, когда в регионах все про всех знают, и знают, кто и в чьих интересах принимает то или иное сомнительное решение. Но представители ТПП не могут препятствовать таким решениям, потому что их бизнес интересы также зависят от решений чиновников. 
Данная ситуация четко показывает, что реальный и эффективный общественный контроль в субъектах и муниципалитетах могут осуществлять субъекты не имеющие бизнеса на соответствующей территории. Тогда встает вопрос об источниках финансирования этих субъектов общественного контроля. Получается, что в сложившейся на сегодняшний день ситуации эффективно работать в сфере общественного контроля могут только субъекты получающие финансирование из-за рубежа, то есть иностранные агенты. Потому что другие либо зависимы от контролируемых чиновников в сфере своего бизнеса, либо не имеют материального обеспечения для того, чтобы тратить на эту работу достаточное количество времени. Было предложено рекомендовать региональным антикоррупционным комиссиям законодательно предусмотреть общественный контроль за их деятельностью.
Не можем не согласиться с данным выводом. Более того, ранее по итогам участия в прошедшем 15.08.2018 года в Общественной палате РФ круглом столе на тему: «Общественный контроль против коррупции в органах государственной власти: стратегия и методы» наша организация уже предлагала рассмотреть вопросы, решение которых повысит качество работы региональных комиссий. 
Во исполнение Указа Президента РФ в регионах и муниципалитетах были созданы комиссии по координации работы по противодействию коррупции, положения о которых утверждаются главой региона или района, в состав которых предполагается включение, в том числе представителей общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции. 
Однако, мониторинг ситуации с деятельностью таких комиссий показал, что в настоящее время такие комиссии надлежащим образом не работают. 
Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденным Указом Президента РФ от 29 июня 2018 года № 378, в том числе предусмотрено совершенствование взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих противодействие коррупции в пределах своих полномочий, с субъектами общественного контроля. 
С целью реализации положений Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, предлагаем рекомендовать Региональным комиссиям следующие мероприятия: 
  •  Активнее включать в состав Региональных комиссий по координации работы по противодействию коррупции представителей общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции.  
  • Организовать при руководителе субъекта рабочую группу по взаимодействию со структурами гражданского общества и мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных региональным Планом противодействия коррупции, включив в нее зарегистрированные в регионе общественные организации, уставной целью которых является антикоррупционная деятельность. 
  • Определить группе, названной в пункте 2 настоящего предложения, вести деятельность по распространению информации о проводимой в регионе работе по противодействию коррупции, о путях и способах участия в этой работе общественных организаций и граждан (сайт в интернете, страницы в соцсетях, информационные акции на стендах предприятий ЖКХ, МФЦ и др.). 
  • Реализовать в учреждениях образования региона разработанную и утвержденную в установленном законом порядке программу дополнительного образования для учащихся 9-11 классов по теме антикоррупционного просвещения. 
  • Реализовать в учреждениях высшего и среднего образования региона разработанную и утвержденную в установленном законом порядке программу лекций и семинаров по теме антикоррупционного просвещения. 
  • Содействовать деятельности в муниципальных образованиях региона общественных приемных субъектов общественного контроля, являющихся участниками рабочей группы при высшем должностном лице региона.
Также непонятна ситуация с муниципальными комиссиями. На официальных сайтах некоторых муниципальных образований размещена информация о деятельности такой комиссии двухгодичной давности, а в составе комиссии указаны лица, которые уже давно не занимают своих должностей в администрации района или государственных органах района. Более того, некоторые из указанных членов антикоррупционной комиссии осуждены или находятся под следствием по обвинению в совершении преступлений коррупционной направленности. 
Необходимо реанимировать и реорганизовать деятельность таких комиссий, в обязательном порядке включив в них представителей соответствующих федеральных общественных организаций, и повысить статус таких представителей, наделить их конкретными полномочиями по контролю за деятельностью таких муниципальных и региональных комиссий. В частности мы обращаем внимание, что в 2014 году Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Общественной палатой РФ был подготовлен проект ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» состоящий из 39 статей, в том числе предусматривающих создание электронного ресурсного центра общественного контроля, управляемого наблюдательным советом. ЭРЦОК - автоматизированная информационная система, реализующая технологии электронной демократии в Российской Федерации и предназначенная для обеспечения публичности и открытости общественного контроля и учета его результатов, информационно-технологического взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации о деятельности субъектов общественного контроля и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них публичных полномочий является объектом общественного контроля, и обеспечения всеобщего доступа к этой информации путем ее размещения на официальном сайте ЭРЦОК в сети Интернет. Использование ЭРЦОК при осуществлении общественного контроля предполагалось одной из гарантий реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства. 
Однако депутатами данный закон был принят и одобрен в иной редакции, в которую вошли 27 статей. В число сокращенных статей попали и нормы предусматривающие организацию ЭРЦОК. 
Нужно вернуться к этому вопросу и разработать законопроект о внесении изменений в ФЗ об основах общественного контроля в части включения в него положений об организации ЭРЦОК, о составе наблюдательного совета и его полномочиях в сфере общественного контроля в целом и в сфере противодействия коррупции в частности. 
Убеждены, что общественная деятельность в сфере контроля за деятельностью лиц, наделенных публичными полномочиями, должна иметь системный характер и вестись с обеспечением каждому заинтересованному лицу возможности доступа к информации о такой деятельности и ее результатах. 
Считаем, что данный ресурс должен стать новым независимым объединенным органом, реализующим информацию, полученную различными субъектами общественного контроля о нарушениях допущенных объектами общественного контроля, который будет осуществлять эффективный общественный контроль за принятием компетентным органом законного решения по результатам рассмотрения такой информации. 
При этом необходимо законодательно определить механизм взаимодействия представителей общественных организаций в региональных и муниципальных комиссиях по координации работы по противодействию коррупции с наблюдательным советом ЭРЦОКа и с рабочей группой президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества. 
С этой целью считаем нужным внести соответствующие изменения в ст. 6 ФЗ «О противодействии коррупции». 
Таким образом можно систематизировать общественную деятельность по контролю в сфере противодействия коррупции, вовлечь граждан и организации в реализацию основных задач противодействия коррупции, обеспечить гражданам доступ к информации о деятельности органов государственной власти, то есть решить задачи поставленные ФЗ «О противодействии коррупции». 
Также на заседании рабочей группы было сделано сообщение о результатах имплементации международных антикоррупционных норм в российское законодательство. Данную тему подготовила и сообщила собравшимся ведущий научный сотрудник Российской правовой академии Минюста России Ю.В. Малеванова, которая обратила внимание на несогласованность норм уголовного и трудового кодексов, когда за незапрещенные Трудовым кодексом РФ действия Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание. Также докладчик сообщила, что в настоящее время помимо уголовно ответственности за коррупционные преступления, в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за соответствующие правонарушения.
Участники заседания добавили, что в настоящее время в правовую практику внедряется исковой механизм обращения в доход государства имущества, происхождение которого чиновник не может объяснить разумным способом. В качестве примера привели иск прокуратуры об изъятии в пользу государства многомиллиардного имущества сотрудника полиции Д.В. Захарченко. Данный иск был удовлетворен судом до принятия итогового решения по уголовному делу и утвержден в апелляционной инстанции.

← Назад к списку новостей